Рынок "наружки" стабилизировался и ждёт осенних перемен
Рынок наружной рекламы одним из первых среди рекламных сегментов ощутил кризисные явления, что повлекло за собой неминуемое сокращение его объёмов. И если обычно в вопросе о том, как измененились показатели рынка, операторы были практически едины, то сейчас одни говорят об относительно небольшом падении в 20-25%, другие же заявляют о 50%-м сокращении рынка. Пожалуй, наиболее соответствующей действительности, учитывая ценовую лихорадку начала года и стабилизацию цен на уровне 70-75% от прошлогодней, выглядит оценка, согласно которой падение рынка составило порядка 40%.
По мнению ряда операторов наружной рекламы, к лету рынок стабилизировался в низшей точке. «В денежном выражении роста как такового нет, хотя количество занятых поверхностей увеличивается», - отмечает Михаил Пационко, президент компании «Талер».
Рынок, по сути, достиг «ценового дна» и дальнейшего падения операторы не ожидают. «Сезонная волатильность рынка полностью повторяет докризисный период, но на более низком ценовом уровне, - говорит Илья Чередин, директор по продажам и маркетингу компании «Постер».
Руководитель петербургского представительства News Outdoor Владимир Рябовол также подтверждает тот факт, что объёмы наружной рекламы стабилизировались и в настоящий момент не показывают выраженной динамики в ту или иную сторону, за исключением колебаний сезонной активности рекламодателей. Однако он также уточнил, что по факту понятие «ценового дна» определяется экономикой каждого конкретного оператора и возможностью (или невозможностью) гарантировать качество услуги при минимальной стоимости, поэтому «ценовое дно» у всех своё.
Ценовая лихорадка
Особенностью этого года стал произошедший весной отказ практически всех подрядчиков от чёткой системы скидок. Объёмные, сезонные и прочие скидки сменил ситуационный торг. Некоторая стабильность в этом вопросе вернулась только к лету.
По словам Ильи Чередина, ценовая политика сейчас стала взвешенной, нет паники, проявившейся у некоторых операторов, в том числе национальных, в первом квартале 2009 года, которая выразилась в резком снижении цен, предоставлении супер-скидок, обусловленных желанием получить контракт любой ценой.
Панические настроения привели к тому, что покупки щитов 3х6 на месяц за 10 тысяч рублей, а порой и за 5 (при том, что в середине 2008 года средняя цена по городу составляла порядка 26-30 тыс. рублей) стали достаточно распространённым явлением. Кроме того, в кризисных условиях во взаимоотношения некоторых операторов с рекламодателями вернулись бартерные сделки. Впрочем, всё описанное выше относится не только к петербургскому рынку. Московский рынок вёл себя, пожалуй, даже более лихорадочно, что и вылилось в более серьёзное падение рынка. Сейчас средняя по Петербургу цена на щиты 3х6 составляет порядка 15-20 тысяч рублей, при этом более востребованные поверхности, например, актуальные летом щиты на выездах из города, могут стоить и 25 тысяч рублей.
Тэги: Наружная реклама | Петербург | Анализ