(812) 6666-100
Промышленная ул., 14А
Санкт-Петербург
Группа компаний «ТАЛЕР» (TALER)
Размещение наружной рекламы в Петербурге «Талер Аутдор»
«Петербургская фабрика рекламы» Талер ПФР
Типография «Талер» в Кировском районеТипография
Туристическая компания «Талер Трэвел» (TALER TRAVEL)
Девелоперская компания «Талер Девелопмент» (TALER DEVELOPMENT)
Клиника «Пятый Океан»
Сетевой ритейл «Талер Мания» (TALER-MANIA.RU)
Мультибрендовый автосалон «Талер Моторс»
«Талер Мания» (TALER MANIA) - мебель
«Талер Мания» (TALER MANIA) - мужская и женская одежда
«Золотой ключик» - детская одежда и игрушки
Аптека «FARMA MARKET»
Охранная компания Талер Секъюрити

Новости от ...

ГК Талер

группа компаний «Талер»

Талер Аутдор

оператор сети наружной рекламы

Талер ПФР

«Петербургская фабрика рекламы»

Талер Трэвел

туристическая компания

Талер Моторс

мультибрендовый автосалон

Талер Девелопмент

девелоперская компания

Талер Мания

сетевой ритейл

Общество и ГК «Талер»

 
Петербургская фабрика рекламы
 
«Поместье Кучерово»
 
 
Мужские свадебные костюмы

Социальные проекты в бизнесе (часть 2)

Начало статьи: Социальные проекты в бизнесе (часть 1)

Транслировать свою социальную ответственность посредством рекламных коммуникаций российский бизнес еще не научился. Остающиеся в распоряжении компаний PR-инструменты не всегда используются ими в силу того, что говорить о своих добрых делах у нас традиционно не принято.


Подспорье для пиарщика

Пока о социальной ответственности компании общественность может узнать, в основном, из рекламных рубрик СМИ, которые мало кто читает, из объявлений о вакансиях, где подробно расписывается социальный пакет компании-работодателя, и из годового отчета, в котором указываются бюджеты, выделенные на социальную деятельность компании.

Петербургские СМИ неохотно размещают статьи о социальных проектах компаний. PR-менеджер маркетингового агентства Promaco Ольга Карпова рассказала, что на Западе социальную ответственность бизнеса СМИ освещают достаточно часто, а в России и, в частности в Петербурге, журналисты рассматривают проекты, отражающие социальную активность компаний, как рекламные – подобную информацию можно «продвинуть» в СМИ только за деньги. Исключение составляют либо масштабные мероприятия на городском уровне, с присутствием представителей власти, с богатыми подарками, либо акции, проведенные креативно. По словам Ольги Карповой, в условиях отсутствия у журналистов интереса к социальной составляющей деятельности компании, для ее освещения лучше использовать альтернативные каналы – например, социальные сети, с помощью которых можно от имени компании приглашать горожан принять участие в акции.

Однако так считают, видимо, не все компании – в прессе время от времени появляются статьи о благих делах крупных компаний. В частности, в июне в деловых газетах, как правило, в рубриках «Пресс-релизы», прошла информация о том, как сотрудники компании Coca Cola чистили водоемы в Ленинградской области. В конце концов, о новых этикетках «Балтики» мы тоже узнали из СМИ еще до ее появления, и акцент в пресс-релизе был сделан именно на том, что компания стала предупреждать о вреде чрезмерного алкоголя более крупно по доброй воле, не дожидаясь, когда эта норма будет установлена законодательно. Подобные материалы становятся задокументированным доказательством социальной ответственности компании, ее вкладом в свое репутационное досье, которое всегда можно предъявить иностранным инвесторам.

При этом некоторые представители бизнеса пытаются освещать свои социальные проекты так, как будто это обычная реклама, а это, по словам экспертов, может вызвать в обществе обратный эффект – отторжение. «Рассказывать о своей социальной деятельности необходимо деликатно, – говорит Ольга Карпова. – Если на проекте кругом будут логотипы организатора, это приведет только к негативной реакции у людей».

«Говорить о своей социальной активности, конечно, можно, – считает Андрей Петров. – Но здесь нужно знать меру, уметь быть тактичным и не выглядеть нескромным. Допустим, некая продовольственная компания провела в канун Нового года акцию в детском доме, подарив малышам подарки и сладости. Заказывать в «Комсомолке» статью, где об этом будет рассказано в красках – пошло, это моветон. Но это не значит, что своего поступка компания должна стыдиться. Здесь, как раз, хороший пример для подражания. И если какое-то издание решит сделать небольшой обзор благотворительности, этот пример может быть включен в этот обзор и прокомментирован. Это, кстати, стало бы хорошей профессиональной PR-работой».


Красивая помощь

Случаются в нашем городе и проекты, роль которых, судя по всему, сводится исключительно к формированию имиджа компании. Они имеют безусловно благую цель, но при этом сильно оторваны от петербургской действительности. Так, ресторан «Две палочки», известный своей любовью к путешествиям и природе, проводил акцию в защиту вымирающих в Китае панд, которые любят питаться бамбуком. Посетителям ресторанов предлагалось отказаться от бамбуковых палочек в пользу обычных столовых приборов – эта акция анонсировалась в рекламе и на сайте ресторана.

Гранд-отель «Европа» изящно подошел к решению проблемы детей, пострадавших от землетрясения на Гаити. Регулярно в стенах отеля собирается «Общество ценителей сигар», и однажды темой его очередного заседания, после обсуждения карнавала в Рио-де-Жанейро, стали именно гаитянские дети. Дискуссия происходила в ресторане «Европа», меню ужина разработал шеф-повар из отеля Copacabana Palace, расположенного на знаменитом Copacabana Beach в Рио-де-Жанейро. В итоге члены «Общества ценителей сигар» решили сделать свой вклад в помощь детям, оставшимся без крова, и собрали…30 тысяч рублей. Управляющий отеля удвоил эту сумму, которая, по информации сайта отеля, позже была передана в детскую деревню SOS в Порт-о-Пренсе.


Препоны

Между тем, даже если компания сама готова начать благотворительную деятельность, она не всегда может это сделать. Анонимный представитель одной из международных компаний, имеющий свой филиал в Москве, рассказал, что компания, следуя западной традиции, попыталась официально наладить благотворительную помощь одному из детских домов. Однако от компании потребовалось столько справок, бумажек, хождений по инстанциям, что, в конце концов, ей пришлось отказаться от своих намерений.

Пробелы в законодательстве коснулись и области социальной рекламы, призванной информировать о проблемах в обществе. Как уже писал Adlife.spb.ru ранее, некоммерческие организации, производящие ее за свой счет и не получающие от ее производства и размещения никакой прибыли, вынуждены, тем не менее, платить государству налог на прибыль, а СМИ, распространяющие социальную рекламу – НДС за социальную рекламу, транслируемую в коммерческое время. И не только налоговые проблемы осложняют производство социальной рекламы в России. В российском законодательстве разные виды некоммерческой рекламы объединены одним понятием «Социальная реклама», и на все ее подвиды налагаются одинаковые ограничения. Так, в социальных роликах нельзя упоминать спонсоров, однако сегодня востребована адресная реклама, например, по донорскому направлению, в которой необходимо указывать реквизиты.


Зачем им это нужно?

Отметим, что расходы на социальные проекты компаний могут исчисляться миллионами рублей в год. Например, «Балтика» в 2009 году потратила 126 млн рублей при том, что налоговые отчисления компании в федеральный бюджет РФ составили 10,5 млрд рублей, в региональные бюджеты – 17,6 млрд рублей. В то, что собственник компании не ждет никакой отдачи от этих вложений, в наше прагматичное и рациональное время верится с трудом.

Представители компаний заявляют, что их социальные проекты выполняются параллельно с PR и рекламой, практически не пересекаясь. «Компания «Балтика» не рассчитывает на увеличение доходов или на получение каких-то дополнительных бонусов от властей, – говорит Алексей Кедрин. – Для нас эти проекты – не «откуп», а часть философии успешной компании». «Какая-либо рекламная активность не является решающей в благотворительной деятельности нашей компании, у нас это строго разграничено, – говорит Марианна Янкова, старший специалист по внешним коммуникациям Санкт-Петербургского филиала «Вымпелкома». – Мы требуем лишь неукоснительно целевого использования средств на оказание помощи нуждающимся. Это не тот случай, чтобы требовать бенефиты рекламного характера». Другие компании считают расходы на соцпроекты инвестицией в свой имидж. «На тираж газеты такие акции влияют несущественно, – рассказывает Ксения Кладова, PR-менеджер газеты «Аргументы и Факты в Петербурге». – Для нас важно увеличить интерес наших читателей к подобным мероприятиям и показать, что посильную помощь может оказать каждый. С точки зрения PR мы получаем лояльность целевой аудитории, отклик читателей – много писем и звонков с благодарностями, замечаниями, предложениями».

По мнению Натальи Старичковой, сейчас крупной компании или компании с долгой перспективой неприлично не заниматься благотворительностью, спонсорством. Однако пик исключительно прагматичного PR на тему социальной ответственности уже пройден. «Да, PR может быть вполне прагматичным и даже циничным: любой компании не все равно, куда потрачены ее деньги, – говорит Наталья Старичкова. – Однако человеческий контекст у такой помощи все же есть. Все крупные компании помогают детским домам. Например, «Северо-Западный Телеком» постоянно оказывает им помощь, однако как много людей об этом знают? Если бы задача была бы в «самопиаре» компании, наверное, об этом сообщали бы «из каждой розетки»…».

При этом есть данные исследователей, которые указывают на другие факторы, влияющие на социальную инициативность бизнеса. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос в 2009 году на тему социальной ответственности бизнеса в России. В ходе исследования было опрошено 1200 владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли. По данным центра, на вопрос, что послужило мотивацией для социально ответственных действий, большинство, 42%, ответили, что «это общепринятая практика, так делают другие предприятия в вашем городе», а на втором месте по частоте ответ – «Без участия в такого рода расходах предприятие в своей деятельности может столкнуться с определенными проблемами со стороны местных и региональных властей». Другими словами, бизнес идет на компромисс с властью, финансово обеспечивая ее проекты.

«Есть принципиальная разница в социальной ответственности на Западе и у нас, и эта разница – в мышлении, – говорит Андрей Петров. – Я это знаю наверняка, много общаюсь с западным бизнесом. Там другой образ мышления, другие принципы жизни. Внутренняя потребность в социальной ориентации бизнеса является для западного бизнесмена основной. Внешние условия (поощрение меценатства и спонсорства, налоговые послабления для соцнаправлений бизнеса и т.д.) лишь помогают бизнесу реализовать свои планы. У нас же все наоборот – в «головах разруха», поэтому государство применяет рычаги давления, а не поощрения, для того, чтобы вытащить деньги из спонсора, вынуждает, а не приглашает, компании тратить деньги на социальные нужды».

Ольга Кирсанова

Источник: http://adlife.spb.ru/main/7633.shtml
12.08.2010

Тэги: Социалка | Петербург